14.02.2025 07:21
Депутаты предлагают материально поощрять супружеские пары, состоящие в официальном браке не менее 30 лет
Соответствующий законопроект подготовили для внесения в Госдуму депутаты от ЛДПР во главе с председателем думского комитета по соцполитике Ярославом Ниловым.
Депутаты предлагают материально поощрять супружеские пары, состоящие в официальном браке не менее 30 лет Соответствующий законопроект подготовили для внесе
На российские купюры предлагают вернуть государственный флаг Центробанку предложили вернуть на купюры российски
Большинство россиян не готовят финансовую подушку на старость Россияне не готовят финансовую подушку на старость
ИРНИТУ – активный участник и партнер Международной студенческой экспедиции Class@Baikal
НИА-ФедерацияСотрудники Физико-технического института ИРНИТУ участвуют во Второй Международной студенческой экспедиции Class@Baikal, которая стартовала 8 июля на научно-исследовательском судне «Г. Ю. Верещагин» в акватории озера Байкал.
Исследования проводятся при помощи уникального гидроакустического комплекса, созданного в научно-исследовательской лаборатории радиофизики ИРНИТУ.
Организатором проекта «Плавучий университет», в котором обучение бакалавров и магистрантов проходит через практическое исследование, является Учебно-научный Центр ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике при геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова. Участниками программы уже стали свыше тысячи ведущих ученых и студентов из более 20 стран мира.
Как подчеркнул заведующий кафедрой радиоэлектроники и телекоммуникационных систем Физико-технического института ИРНИТУ Александр Ченский, участие молодых сотрудников отдела информационно-измерительных систем в экспедиции Class@Baikal демонстрирует широкие возможности обучения в Иркутском национальном исследовательском техническом университете.
«Студенты, которые осваивают в Физико-техническом институте ИРНИТУ специальности «Радиотехника» и «Инфокоммуникационные технологии и системы связи», могут проявить себя в науке и стать участниками подобного рода международных научных экспедиций. Данные специальности пользуются устойчивым спросом у абитуриентов. В настоящее время в ИРНИТУ продолжается приемная кампания, абитуриенты имеют хорошие шансы поступить в наш вуз на весьма востребованные специальности и в будущем присоединиться к проекту Class@Baikal.
За время существования «Плавучего университета» расширилась география международных экспедиций, российские студенты и аспиранты неоднократно проходили стажировки в университетах и научных центрах Европы, выступали с докладами на российских и международных конференциях.
Что касается проблематики Class@Baikal , то в этом году продолжается изучение уникальных природных процессов на дне озера Байкал, знакомство с современными методами геолого-геофизических и геохимических исследований придонных слоев. Всего запланировано три поездки в южную и среднюю котловины Байкала, в том числе, по поиску донных осадков, газовых гидратов и грязевых вулканов», - рассказал А. Ченский.
В первой части экспедиции – геоакустической, от ИРНИТУ, кроме заведующего кафедрой радиоэлектроники и телекоммуникационных систем А.Ченского, работали трое молодых ученых. Это сотрудник отдела информационно-измерительных систем, аспирант Физико-технического института ИРНИТУ Дмитрий Ченский, аспирант Дмитрий Токмачев (оба аспиранта проходят обучение по специальности «Приборы и методы экспериментальной физики»), инженер-исследователь научно-исследовательской части вуза Андрей Безрукин.
По словам А. Безрукина, сфера его научных интересов касается электроники, программирования и гидроакустики: «В ходе экспедиции с помощью гидролокатора бокового обзора мы получили теневую картину дна, на которой можно увидеть изменения структуры рельефа и свойств поверхностных осадков. Для этого прибора нам как раз необходим такой корабль как «Верещагин», на котором есть все условия организации проведения эксперимента. Также с помощью профилографа мы исследовали структуру толщи донных осадков».
Вторая и третья части исследований посвящены геологической тематике. В настоящее время на научную вахту на борту «Верещагина» заступили электроник отдела информационно-измерительных систем ФТИ ИРНИТУ Кирилл Григорьев и аспирант, электроник данного отдела Никита Губин.
К. Григорьев увлечен гидроакустикой, программированием и обработкой информации: «В рейсе я занимаюсь работой профилографа и участвую в интерпретации данных. Исследования проводят коллеги в соседней каюте-лаборатории».
Руководит проектом «Плавучий университет» доцент геологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Учебно-научного Центра ЮНЕСКО-МГУ по морской геологии и геофизике, руководитель кафедры ЮНЕСКО по морской геологии и геофизики проекта Григорий Ахманов.
Экспедицию Class@Baikal возглавляет заведующий лабораторией геологии озера Байкал Лимнологического института СО РАН (г. Иркутск) Олег Хлыстов. Он сообщил, что в рейсе занимается мониторингом грязевого вулкана, геотермическими исследованиями: «Изучение подводных структур идет не первый год. Каждый раз я стараюсь получить как можно больше данных для построения модели того или иного типа разгрузки газонасыщенного флюида на Байкале».
Среди зарубежных участников Институт Наук о Земле, Парижский университет Пьера и Мари Кюри (Франция); Центр эволюции Земли и динамики, Университет Осло (Норвегия). Поддержку проекту оказывают ОАО "НК "Роснефть", Корпорации "Коноко Филлипс Россия Инк.", Дирекция Всероссийского Фестиваля науки.
Участники экспедиции ведут дневник, где рассказывается о самых важных событиях - http://www.baikal.festivalnauki.ru. Например, на минувшей неделе исследователи посетили один из первых открытых в озере Байкал грязевой вулкан, который называется Большой. Вулкан находится на глубине почти 1400 метров. «Ледяной пронизывающий ветер заставлял команду и судно весело пританцовывать вверх и вниз по волнам. Первая гравитационная трубка не оправдывает наши ожидания очень незначительным количеством осадка и отсутствием данных для термических исследований. Однако Большой все-таки делает нам подарок: гравитационная трубка полна замечательной вулканической брекчией (осадочная горная порода, образовавшаяся путём уплотнения обломков лавы, шлака-ред.) и большим монолитным блоком газогидрата», – говорится в дневнике Class@Baikal.
В последние дни исследователи активно работают в районе полигона Красный Яр. По вечерам на борту судна организуются лекции. Так, студенты 3 курса МГУ Артур Кудаев и Руслан Сахибгареев рассказали о гидратах метана и о том, как их разрушение провоцирует оползневые процессы. Доктор Джеффри Поорт из университета Сорбонны (Франция) прочитал лекцию на тему «Тепловой поток: методы изучения и интерпретации данных».
Завершится экспедиция 27 июля. Научно-исследовательское судно «Г. Ю. Верещагин» пришвартуется в поселке Листвянка.
Как ранее сообщалось, в прошлом году в рамках проекта «Плавучий университет» на научно-исследовательском судне «Г.Ю. Верещагин» в акватории Байкала участники экспедиции изучили уникальные природные процессы на дне озера, исследовали крупные современные подводные оползневые тела в районе Кукуйской гривы и грязевого вулкана «Новосибирск». Студенты ознакомились с современными методами геолого-геофизических и геохимических исследований придонных слоев, на практике освоили работу с экспедиционным оборудованием для донного отбора проб и сейсмического профилирования. Кроме того, они научились отбирать, описывать и консервировать образцы донных илов, газов, газовых гидратов и фауны в лабораториях на судне.
Организаторы проекта отмечают, что колоссальный успех «Плавучего Университета» основывается на уникальных принципах, заложенных в основе его деятельности. «Обучение через исследования» - это второе название программы и основной ее принцип. Серьезные научные исследования, проводимые «Плавучим Университетом», всегда проходят при активном участии студентов и молодых специалистов под руководством опытных специалистов самого высокого уровня. Это принципиально новый тип образования. Студенты вовлечены в реальные дела на всех этапах - от подготовки и планирования научных рейсов до написания статей и организации совещаний по программе. Высокая ответственность и работа бок о бок с учеными с мировым именем помогают студентам быстрее и качественнее осваивать премудрости морских наук и видеть реальные результаты реальных научных исследований.
СПРАВКА: С 1984 года на геологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова существовала морская геолого-геофизическая практика на Черном море, во время которой студенты работали на настоящих судах в условиях реальной морской экспедиции. Постепенно результаты практики переросли чисто учебные рамки, на них стали ссылаться в научных публикациях, в докладах на различных конференциях. Возникла идея привлечь к этой практике Европейские университеты и научные центры, сделать на ее базе что-то вроде университета на борту судна. Впервые эта идея была «озвучена» в 1986 году в Париже на конференции ЮНЕСКО. В первом международном рейсе с итальянскими учеными на НИС «Академик Петровский» в 1990 году были продуманы структура и задачи «Плавучего Университета». В 1991 году, получив поддержку ЮНЕСКО, Европейского научного фонда и некоторых крупных университетов Голландии, Германии, Франции, Италии, Турции и Израиля, состоялась первая международная студенческая практика, которая стала ежегодной.