17.06.2025 15:11
Фестиваль «Авача Стрит Арт» — 2025 стартовал в Петропавловске-Камчатском В Петропавловске-Камчатском художники Сурен Давтян и Артём Маковский приступили к работе над муралами. Они будут расположены по адресам: ул. Савченко, 19 и ул. Автомобилистов, 37. Об этом сообщил глава города Евгений Беляев на своих

17.06.2025 15:11
Фестиваль «Авача Стрит Арт» — 2025 стартовал в Петропавловске-Камчатском В Петропавловске-Камчатском художники Сурен Давтян
17.06.2025 15:00
Виноградников стало больше почти на 2,5 тысячи гектаров в Крыму За последние 11 лет площадь виноградников в Крыму
17.06.2025 14:55
Новые автобусы вышли на маршруты в Ростовском и Переславль-Залесском округах  На маршруты двух муниципальных образований вышли
erid:2VtzquvL47C
10.06.2025 12:21

Привезли любовь и бесконечность: в Красноярске показывают бурятские балеты

НИА-Федерация

fc1decb3404d11f088429eb25f02d18 copyС 10 по 13 июня на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского пройдут показы двух знаковых спектаклей Бурятского государственного академического театра оперы и балета – национальной классики «Красавица Ангара» и новейшей постановки «Земля веры – Баргуджин Тукум».

 

В начале лета Красноярск стал точкой притяжения культур Востока: в рамках 85-го юбилейного сезона бурятский театр впервые привозит в Сибирь не только свою визитную карточку – балет «Красавица Ангара», но и масштабный этнофутуристический проект «Земля веры – Баргуджин Тукум». Это не просто гастроли – это жест эстетического диалога, в котором древние бурятские мифы обретают сценическое тело через язык современной хореографии, музыки и визуальных образов, сообщает НИА-Красноярск.

Современный балет «Земля веры – Баргуджин Тукум», поставленный в 2023 году режиссёром и хореографом Никитой Дмитриевским, уже получил признание в Москве и собрал аншлаги в Улан-Удэ. Спектакль создавался к столетию Республики Бурятия и стал важной частью диалога о культурной самобытности региона.

В основе – миф о Баргуджин-Тукуме, легендарной земле духовной силы, где любовь сильнее смерти, а души влюблённых ищут друг друга сквозь измерения и воплощения. Постановка одновременно обращается к шаманским ритуалам и буддийской философии, что делает спектакль образцовым примером хореографического синтеза.

Ведущий солист Эльдар Ванданов отмечает: «В этом балете встречаются буддизм и шаманизм, и эта двойственность отражается в пластике, которую сложно совмещать с академическим танцем». По его словам, спектакль буквально «переполняет зал энергией», благодаря тонкой работе со светом, сценографией и многослойной музыкой. В партитуре – бурятские интонации, шаманские ритмы, буддийские мелодии.

Особого внимания заслуживают декорации. В центре сценографической композиции – юрта, подвешенная в воздухе, трансформирующаяся в колесо Сансары: буддийский символ бесконечности. Его вес – более 320 кг, диаметр конструкции – порядка 5,5 метров в высоту и 11,5 метров в ширину. Это не просто театральный реквизит, а художественный объект, вобравший в себя бурятские орнаменты и философию круга жизни. Часть декораций, к слову, создавалась в Красноярске, а часть – в Улан-Удэ.

Главная партия – Асуйхан, предводительницы шаманов – исполняется Александрой Богдановой. Она признаётся: роль далась нелегко. «Это тёмная натура, более агрессивная. Мне, “маленькой девочке”, было трудно её проживать. Но это мощный образ». С точки зрения техники, балет – этномодерн: построен на классической базе, но с «лёгким верхом и расслабленными позициями», что резко контрастирует с канонами традиционного балета.

Если «Земля веры» – спектакль про современность, свободу и выбор, то «Красавица Ангара» – каноническое произведение бурятского балета, живая легенда, не покидающая сцены уже более шести десятилетий. Либретто опирается на древний миф о красавице Ангаре, дочери Байкала, которая уходит от отца ради любви к юному Енисею. Это история о разрыве и единстве, о свободе, которая требует мужества.

Главный балетмейстер театра Баярто Дамбаев подчёркивает: «Эта постановка – своего рода билет в карьеру для артистов. Каждый наш солист проходит через неё. Это старт профессиональной жизни». Он называет музыку «очень балетной, лёгкой для восприятия», но вместе с тем наполненной смысловой плотностью.

Спектакль – синтез лирических дуэтов, хоровых сцен и мистических танцев, в которых оживает мир подводного царства, шаманов, пленниц и богатырей. В центре драмы – любовный треугольник: Ангара, Енисей и антагонист Байкал. Текст либретто, как подчёркивает балетмейстер, «написан таким красивым языком, что каждое слово словно танцует».

По словам директора Бурятского театра Дмитрия Дылыкова, гастроли в Красноярске – особенное событие: «Это первый наш приезд в этот великий город. И именно в юбилейный сезон». Он отмечает, что «Красавица Ангара» – настоящий культурный код, встроенный в музыку, хореографию, либретто. Спектакль пережил уже три редакции, но неизменно собирает полные залы. «Без красивой истории любви этого бы не случилось», – добавляет он.

Как отметил ведущий солист Эльдар Ванданов, красноярского зрителя ждут энергия, музыка, свет и хореография: всё работает на переживание. По его словам, балет – это всегда про любовь: кто-то кого-то любит, кто-то кидается в пропасть – без любви невозможно.



Важнейшие новости регионов за 17.06.2025

Еще новостей за 17.06.2025