08.06.2023 04:04
Уклонистам могут ограничить право управлять автомобилем
С таким предложением выступило МВД России.
Уклонистам могут ограничить право управлять автомобилем С таким предложением выступило МВД России.
На «Роза Хутор» пройдет снежный фестиваль экстрима Для Hot Snow Battle на главной площади курорта воз
ЛДПР предлагает ввести сертификат для новорожденного ребенка Соответствующий законопроект размещен в telegram-к
Оксана Ступникова: финансовая грамотность способствует формированию у граждан разумного финансового поведения
НИА-ФедерацияВ начале декабря завершилось обучение более 1000 педагогов Северо-Кавказского федерального округа по программам финансовой грамотности, которое проводил Северо-Кавказский межрегиональный методический центр (ММЦ) по финансовой грамотности.
Собеседник нашего корреспондента - руководитель Северо-Кавказского ММЦ, декан факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Оксана Ступникова рассказала об обучении педагогов, роли и значимости финансовой грамотности в современном мире.
- В 2011 году Министерство финансов РФ совместно с Всемирным банком запустило проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования», основной целью которого являлось повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов). Результатом достижения данной цели должно стать то, что у граждан сформируется разумное финансовое поведение, они смогут принимать обоснованные решения и начнут ответственно относиться к личным финансам.
В 2016 году в рамках реализации контракта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности» были созданы Региональные методические центры (позже ряд из них был преобразован в ММЦ), основной целью которых является создание в регионе условий для развития кадрового потенциала педагогов - учителей, методистов, преподавателей, способных эффективно использовать в своей профессиональной деятельности учебные программы и материалы, направленные на формирование компетенций в сфере финансовой грамотности различных целевых и возрастных групп учащихся учреждений общего и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов.
Реализация проекта началась в 2016 г. с 72-часовой ДПП ПК «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся». В 2022 г. данная программа была пересмотрена, актуализирована, приведена в соответствие с требованиями ФГОС. ФМЦ, который занимался данной программой, разделил ее на 2 программы для разных категорий педагогов, выделив в отдельную ДПП программу для учителей начальных классов «Содержание и методика обучения финансовой грамотности детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО».
Также, в 2022 г. были переработаны дополнительные профессиональные программы (повышение квалификации), направленные на использование учебных программ и материалов по финансовой грамотности в школьных предметах (24 часа): математика, обществознание, география, история, информатика.
Помимо этого, с июля 2020 г. была запущена и реализуется 36-часовая ДПП для продвинутых педагогов по финансовой грамотности, которые активно проводят занятия по финансовой грамотности, внедряют их в учебный процесс, на системной основе участвуют во Всероссийских Неделях финансовой грамотности и пр.
В настоящее время повышение квалификации педагогов осуществляется в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 № 2039-р. (далее - Стратегия). В соответствии с дорожной картой Стратегии доля школ и СПО, вовлеченных в преподавание финансовой грамотности к 2024 году должна составить 100%, а количество педагогов, преподавателей и консультантов-методистов, повысивших квалификацию должно составить 98 тыс.
И как это реализуется?
- В рамках базовой 72-часовой программы педагогические работники совершенствуют профессиональные компетенции в области содержания и методики преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся, что позволяет потом им, на своих уроках формировать финансовую культуру у подрастающего поколения – детей, подростков и молодежи, являющихся обучающимися образовательных организаций, входящих в систему образования Российской Федерации. По 24-часовой программе обучаться могут только те педагоги, которые ранее прошли обучение по 72-часовой программе, поскольку основной целью этих программ является совершенствование профессиональных компетенций педагогов в области обучения финансовой грамотности, формирования и развития финансовой культуры детей на уроках географии, обществознания, истории, математики, информатики.
Педагоги, активно внедряющие финансовую грамотность в своей деятельности (урочной и внеурочной), имеют возможность обучиться по ДПП (повышение квалификации) «Формирование финансовой грамотности обучающихся с использованием интерактивных технологий и цифровых образовательных ресурсов (продвинутый уровень)».
Как определяется «продвинутость» педагогов?
- Всем педагогам, прошедшим обучение, периодически рассылаются анкеты, содержащие вопросы о внедрении финансовой грамотности. За активное участие и внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс начисляются баллы. Прохождение порогового значения дает возможность обучаться по 36-часовой программе.
А как мотивируют педагогов более активно заниматься продвижением финансовой грамотности в среду их учеников?
- Конечно педагоги очень сильно загружены, им сложно. Поэтому, в настоящее время разработано достаточное количество учебных пособий, методических материалов, готовых проектов уроков, сценариев интерактивных мероприятий, которые можно использовать в практической деятельности.
Как измерить эффект от приложенных усилий по развитию финансовой грамотности населения?
- Сейчас показатели финансовой грамотности включили в оценку качества управления региональными финансами, это стало мониторинговым показателем. Так, одним из индикаторов, характеризующим открытость бюджетных данных, является доля образовательных организаций, которые обеспечили включение элементов финансовой грамотности в образовательные программы.
Будет ли продолжена программа обучения педагогов финграмотности в следующем году?
- Да, конечно. Показатели и индикаторы Стратегии должны быть выполнены. Северо-Кавказский ММЦ ежегодно взаимодействует с региональными органами власти в сфере образования по потребности в обучении педагогов, формату обучения.
Несмотря на то, что по оценкам экспертов уровень финансовой грамотности последние годы вырос, останавливаться на достигнутом нельзя и необходимо и дальше вести планомерную и системную работу по повышению финансовой грамотности молодежи.