26.12.2024 10:32
АРН представило экспертам конкурса гидов-экскурсоводов «Проводники смыслов» промышленную экскурсию
В Солнечногорске подвели итоги Всероссийского конкурса гидов-экскурсоводов «Проводники смыслов». В условиях высокой конкуренции среди более чем 2 500 туристических предложений страны победу одержала
АРН представило экспертам конкурса гидов-экскурсоводов «Проводники смыслов» промышленную экскурсию В Солнечногорске подвели итоги Всероссийского конк
Запуск системы мониторинга качества воздуха в Норильске стал символом ответственности «Норникеля» перед государством и жителями города В Норильске заработала одна из первых в России сис
Президент исполнил мечту Маргариты из Белгородской области Президент Владимир Путин поговорил по телефону с д
Генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий: «Перед нами стоят большие и амбициозные задачи»
НИА-ФедерацияПроектному офису развития Арктики исполнилось два года
Проектный офис развития Арктики отметил два года со дня своего основания. За это время было реализовано множество проектов и проведено более 50 заседаний дискуссионного клуба, включая общественное и экспертное обсуждение Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года. Генеральный директор ПОРА Александр Стоцкий в интервью корреспонденту «НИА-Федерация» рассказал об итогах и перспективах работы.
— Вы возглавили Проектный офис развития Арктики накануне двухлетия, но работаете с самого начала. С чего все начиналось?
— Начиналось все с аналитической работы. Нужно было выбрать концептуальную основу нашей работы, разложить ее на составляющие, составить планы, сформулировать стратегию. В своей работе мы используем парадигму устойчивого развития ООН. Онаподразумевает баланс трех составляющих: экономики, экологии и социальной политики
— Удалось достичь поставленных целей?
— Устойчивое развитие — по определению бесконечный процесс. Соотношение этих трех составляющих постоянно меняется, и задача состоит именно в том, чтобы вовремя замечать возможные «перекосы». Но за два года нам удалось сделать многое, и сейчас я приведу лишь несколько примеров.
В области экономики хотелось бы в первую очередь отметить проект «Полярный индекс». Это рейтинги устойчивого развития территорий и компаний, которые помогают администрациям арктических регионов «сверять часы» и задавать цели. Рассчитывать их нам помогает экономический факультет МГУ им. Ломоносова. За два года этот проект вышел на международный уровень: мы составили рейтинг устойчивого развития Баренц-региона. Он рассматривает не только Россию, но и Швецию, Финляндию и Норвегию.
В области экологии мы гордимся детским центром «Белый мишка» в Норильске. Там с помощью веселых интерактивных занятий изучают жизнь охраняемых животных и экосистемы Арктики, для центра специально разработано VR-приложение. «Белый мишка» существует всего год с небольшим, но за это время принял уже больше 500 ребят, еще больше 2000 человек поучаствовали в праздниках и мастер-классах. Более того, наши сотрудники уже проводили мастер-классы в Анапе, в Москве и часто получают запросы из других городов.
Важный социальный проект, превратившийся в особое направление деятельности ПОРА, — создание письменности для энцев, малочисленного народа Арктики. В рамках проекта эксперты подготовили к изданию энецкий букварь. В ближайших планах разработка видеокурса энецкого языка. Мы гордимся тем, что эти усилия ПОРА также снискали международное признание: проект был представлен на собрании Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Кроме того, в 2019 году открылись подразделения ПОРА в Санкт-Петербурге (Информационно-аналитический центр ПОРА) и в Мурманске (Лаборатория устойчивого развития). Это исторически важные для развития Арктики регионы, теперь нам проще заниматься связанными с ними вопросами на местах. За несколько месяцев их работы у нас уже прошел ряд круглых столов и других мероприятий, которые были бы невозможны или значительно менее эффективны, если бы людей нужно было собирать в Москве.
— Какие из грантовых проектов, реализованных за два года, вы считаете самыми успешными, какие можно поставить в пример?
— У нас грантовые проекты небольшие, но все они очень хорошие, и выделить трудно, но попробую. Например, к таким можно отнести проект по сбору информации об энтомофауне Таймыра. Сотрудница музея собирала мотыльков, бабочек и других насекомых и сделала большую коллекцию, которая представляет ценность и музейную, и научную. Другой проект, реализованный на грант в Ненецком автономном округе, — это сбор мусора на реке Печоре зимой. Наши грантополучатели установили простые бочки, куда люди стали бросать мусор вместо того, чтобы загрязнять реку. Затем бочки с мусором были вывезены на полигон. Повторюсь, определить самые лучшие проекты очень сложно, мы ведь выдали более 150 грантов — от съемки документальных фильмов до внесения ненецкой лайки в кинологические стандарты.
— Проект «Полярный индекс» получил широкое распространение. Будет ли продолжение?
— Да, конечно. Мы хотели бы сделать «Полярный индекс» по странам Арктического совета, в который входят восемь стран — Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Россия, США, Финляндия и Швеция. Их интересно прорейтинговать. Там есть Дания с Гренландией и Исландия. Интересно было бы оценить эти страны по устойчивому развитию, не по экономическому.
— Какие еще планы у ПОРА на ближайший год и среднесрочную перспективу?
— Я уже говорил о центре «Белый мишка». В 2020 году мы планируем перенести опыт экологического образования в другие регионы и открыть такие центры не только на Таймыре. Также в 2020 году увидит свет обновленная цифровая платформа «Арктика 2035», которая продолжит информировать о ходе работы над Стратегией развития региона. И еще одно направление, которое мы начинаем, — это работа Экспертного совета. Мы предлагаем войти в него экспертам, которые сотрудничают с нами, но не являются штатными сотрудниками. Это должно структурировать накопление арктических компетенций. В частности, мы планируем издание ежеквартальных сборников научных работ членов совета. Мы запустили эту инициативу в день двухлетия ПОРА. Экспертный совет должен стать одним из ведущих интеллектуальных центров страны, работающих по тематике Арктической зоны Российской Федерации. Это большая и амбициозная задача, которая стоит перед нами.
— Планы большие, а чего не хватает, что необходимо усилить?
— Я бы усилил проработку всех проектов, которые у нас реализуются. У нас ведется работа научная, практическая, функциональная и региональная. Наша региональная сеть — это Лаборатория устойчивого развития в Мурманске, Информационно-аналитический центр в Санкт-Петербурге, «Белый мишка» в Норильске. Все они будут еще активнее включаться в работу в области устойчивого развития Арктики.
Также нам бы хотелось усилить научно-образовательную составляющую и расширить научную сеть. Проект по закреплению энецкой письменности — один из приоритетных для нас, безусловно, он будет продолжен. Мы намерены развивать синергию с вузами, Российской академией наук и другими организациями, которые занимаются арктической проблематикой. ПОРА уже имеет соглашения о сотрудничестве с рядом научных и образовательных учреждений, а также с административными образованиями РФ и органами власти: Чукотским автономным округом, Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерством по развитию Арктики Республики Саха (Якутия), Сибирским федеральным университетом (Красноярск), Северо-Восточным федеральным университетом им. Аммосова (Якутия), Северным (Арктическим) федеральным университетом (Архангельск), Российским государственным социальным университетом (Москва) и другими, совместные проекты с Московским физико-техническим институтом. В 2020 году мы намерены расширить этот список. С САФУ и СВФУ мы уже начали сотрудничество в рамках деятельности соответствующих НОЦ: сотрудники университетов принимают участие в наших мероприятиях, а сотрудники ПОРА — в событиях университетов.
Также один из важнейших вызовов грядущего года — это возможное вступление в Арктический совет в качестве организации-наблюдателя. Кроме того, мы рассматриваем создание института общественных представителей ПОРА в ряде регионов. Это позволит нам быть на местах еще эффективнее.