Самый мощный в линейке плавэнергоблоков - МПЭБ проекта 20873 с реакторной установкой РИТМ-400М, аналогичной той, что создают для ледокола "Лидер". Мощность, выдаваемая потребителям - 180 МВт, что потребовало бы 100 стандартных кабелей и составило бы небезопасный для работы энергоблока вес. Однако, сообщил Макеев, конструкторы нашли выход, решив применить технологию сверхпроводимости, что позволит заменить 100 стандартных кабелей четырьмя сверхпроводящими.
ЦКБ "Айсберг" также проектирует судно обеспечения электроэнергией (СОЭ, проект 24870) с реакторами РИТМ-200М. Одно из главных отличий СОЭ от МПЭБов - это плавсредство со своим ходом. Судно может приходить на точку базирования самостоятельно со скоростью до 12 узлов. Проект, по словам Макеева, разрабатывался для работы в Мексиканском заливе, судно должно при необходимости смочь самостоятельно покинуть место базирования. Стыковка со специальным всплывающим буем и швартовка происходят в автоматическом режиме. Судно может вращаться вокруг оси буя на 360 градусов, занимая удобное положение, через этот же буй с помощью сверхпроводящих кабелей передается электроэнергия.
Безопасность систем с атомными реакторами
Все эти проекты, по словам Макеева, имеют одно общее преимущество - экологическую безопасность. "Одним из основных преимуществ этих всех проектов является принцип, заложенный в их основу, - принцип "зеленой лужайки", - сказал он. Разработчики создают плавэнергоблоки, загружают топливо и испытывают их на специализированных предприятиях. На берегу ничего не происходит, никаких строек на месте базирования не ведется. "Если плавэнергоблок на месте базирования заканчивает свою эксплуатацию, то там опять-таки ничего не остается после его ухода, кроме пирса, который может быть использован для грузовых операций, или, если это тропическая страна, например, для швартовки яхт", - добавил Макеев.