22.11.2024 09:27
В честь 100-летия Владимира Долгих в Москве, Красноярске и Норильске пройдут памятные мероприятия
5 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Владимира Ивановича Долгих.
В честь 100-летия Владимира Долгих в Москве, Красноярске и Норильске пройдут памятные мероприятия 5 декабря исполнится 100 лет со дня рождения Влади
Владимир Путин заявил, что Россия готова решать все спорные вопросы мирными средствами Президент России сделал экстренное заявление в свя
Государство и частные инвесторы вложатся в арктическую биоэкономику 19 ноября Экспертный центр «Проектный офис развити
«Мы так и не смогли вернуть свои средства»: компании предпринимателя Никифорова и ранее не выполняли свои обязательства
НИА-ФедерацияКомпании-судовладельцы, отдававшие свои суда во фрахт перевозчику, а также заказчики морских перевозок теряли деньги и грузы, и даже через суд не смогли вернуть ущерб.
Как уже сообщалось в СМИ, Приморское морское транспортное экспедиционное агентство (ООО «ПРИММОР ТЭА») заподозрили в пропаже груза и неисполнении своих обязательств. Заказчики компании уже обратились в правоохранительные органы. Внеся предоплату и отдав груз на перевозку, компании в итоге не увидели ни денег, ни своего имущества.
Олег Никифоров, фактически управляющий делами «ПРИММОР ТЭА», в свою очередь, утверждает, что действует законно, груз в надежном месте, а клиенты получат свое имущество, когда внесут денежные средства. В то же время Никифоров сам отмечает, что запустил «ПРИММОР ТЭА» в работу (а появилась компания на рынке лишь с весны нынешнего года), чтобы работать честно и прозрачно, а прежняя его компания уже попадала в реестр недобросовестных поставщиков. Об этом мы рассказывали в предыдущем материале.
Продолжая тему и проведя собственное расследование, редакция, действительно, выяснила, что Олег Никифоров (в компании, кстати, со своей супругой Анной Никифоровой и дочерью Елизаветой Юровой) владел целым рядом компаний – в частности, это были «Экипаж», «Константин», «Морские перевозки», «НАС» и «НАС Логистик» - которые и правда не выполняли взятые на себя обязательства, неудивительно, что они попали в итоге в разряд неблагонадежных.
Как выяснилось, в 2017 году во владивостокских водах произошел точно такой же случай, как и с нынешними клиентами «ПРИММОР ТЭА». Названия компаний меняются, организатор тот же – Никифоров, а суть действий – нет. Компания «Курилгео» заключила с «НАС Логистик» договор на перевозку груза из Находки на остров Уруп, внесла предоплату – 3,5 млн рублей, а потом еще чуть больше 4 млн рублей в обеспечение бункеровки, обслуживания судна, покупки ГСМ. Общая стоимость перевозки груза составляла чуть более 9 млн рублей, окончательную сумму заказчик (фрахтователь, то есть «Курилгео») по условиям договора должен был внести после доставки груза, его выгрузки и подписания акта выполненных работ.
На этом все застопорилось. Перевозчик – «НАС Логистик» - получив половину денежных средства заказчика, загрузив груз на борт судна перестал выходить на связь. Зато объявился собственник судна, компания «Киренский речной порт», который тоже был в растерянности: на судно был погружен груз, и теперь он находится на судне, и судьба его непонятна. Перевозчик пропал, судно занято. В итоге «Курилгео» была вынуждена заключить еще один договор, теперь уже напрямую с судовладельцем, и в январе 2018 года груз наконец-то благополучно добрался до места назначения.
Каких-либо вразумительных ответов от Олега Никифорова и «НАС Логистик» «Курилгео» добиться не смогла, поэтому обратилась в арбитражный суд. Казалось бы, победа – суд признал, что перевозчик «уклонился от исполнения обязанности по перевозке груза», и взыскал с «НАС Логистик» 7,6 млн рублей в пользу «Курилгео». Однако своих денег компания-истец так и не увидела: с перевозчика было просто нечего взять, у фирмы не оказалось никакого имущества или средств.
«Когда мы заключали договор с компанией Никифорова, у нас были некоторые сомнения, ведь его компания только создалась. В итоге обещанное судно не было предоставлено, а деньги мы заплатили - то за топливо, то за другие условия, то есть мы фактически покрыли его долги перед другими организациями. А потом груз загрузили, а судно никак не отчаливало. По телефону Никифоров отвечал нам, обещал все выполнить, но в итоге мы договорились напрямую с судовладельцем. А по решению суда мы деньги не получили. Приставы вручили нам Акт о невозможности взыскания. Общее основание- отсутствие имущество и денежных средств, на которые невозможно обратить взыскание. Об упущенной выгоде уже и не говорим, мы хотели хотя бы свои деньги вернуть, но не получилось», - рассказывает Мария Киселева, юрист компании «Курилгео».
Кстати, в суд ответчик тоже не приходил, а после решения суда и вовсе перестал выходить на связь.
В «Курилгео» думали написать заявление о возбуждении уголовного дело на Никифорова за мошенничество, но и с этим не вышло: формально он не имел отношения к этой компании, действовал от ее имени по доверенности, да и компания-заказчик сама подписала договор и пыталась через обращение в арбитражный суд решить возникший спор, полагая, что имеет дело с серьезным перевозчиком, а не компанией-однодневкой.
Эта печальная история как под копирку напоминает нынешнюю ситуацию «ПРИММОР ТЭА» со своими заказчиками: зафрахтовано судно, груз взят на борт, взята предоплата, однако до места назначения груз не дошел, деньги не возвращены.
Интересно, что претензии к компаниям Никифорова предъявляли не только заказчики, но и компании-судовладельцы. Напомним, как уже говорилось, у фирм Олега Никифорова нет своего флота, это посреднические компании, они фрахтуют суда, берут в аренду, остается только взять на борт груз и доставить по месту назначения. Предприниматель брал суда во фрахт – но не оплачивал аренду судна, или же не оплачивал использованное топливо.
Почти на 9,7 млн рублей пострадала от «Морских перевозок» в 2015 году компания «Дальрыба», отдав свое судно во фрахт. Деньги удалось взыскать через суд, но вот удалось ли получить их в реальности?
«В соответствии с п. 4.1.4 договора, фрахтователь по окончании срока аренды судна должен передать судно арендодателю с теми же объемами топлива и масел на борту, с которыми судно было принято в аренду», - говорится в решении суда.
Но этого «Морские перевозки» не сделали. И не только – сама аренда судна не была оплачена.
«Отношения сторон по названному выше договору фрахтования регулируются нормами главы Х Кодекса торгового мореплавания «Договор фрахтования судна на время (тайм-чартер)», - напоминает суд. - В соответствии со статьей 198 Кодекса по договору фрахтования судна на время (тайм-чартер) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. Согласно ст. 208 Кодекса фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, которые предусмотрены тайм-чартер».
Та же история – с компаниями-судовладельцами «Аврора-Навигатор», «Владкристалл» и другими. Компания «Владкристалл» взыскала через суд с компании «Морские перевозки» за неоплату пользования судном свыше 10 млн рублей. Компании «Аврора-Навигатор», по решению суда, «Морские перевозки» должны 900 с лишним тысяч рублей. И таких итогов взаимодействия с компаниями Олега Никифорова много.
«Мы отсудили сумму частично, - говорит Виктор Байдин, генеральный директор компании «Аврора-Навигатор». – А вообще дело даже не в каком-нибудь Никифорове или Иванове, дело в принципе. Судебная система не работает. Надо менять законодательство, тогда не будет таких Никифоровых. Такие люди понимают, что с них как с гуся вода, ничего им не будет. Деньги через суд мы забрать не смогли. Полный стол этих исполнительных листов, а что с ними делать?»
«Сумма долга нам не возвращена, исполнительное производство не окончено. Где бы еще взять самого господина Никифорова – вот в чем вопрос, - говорит Анна, юрист компании «Владкристалл». - А имущества у него никакого нет, взять с него что-то не возможно. И привлекать его к субсидиарной ответственности тоже невозможно. Платить арбитражному управляющему тоже нет смысла. В итоге это абсолютно бессмысленное дело».
Таким образом, компаниям, от имени которых Никифоров действовал, удавалось избегать ответственности за неисполнение своих обязательств: у фирм просто ничего не было, не было имущества, собственности, был только номинальный директор и получалось, что даже банкротить такую компанию-однодневку кредиторам не было смысла, шансов вернуть свои деньги не было. Так клиенты и партнеры по договорным обязательствам с компаниями бизнесмена Никифорова оказывались в проигрыше, потратив свои средства и время, они не смогли вернуть их, завязнув в судах.
Заметим, что у Олега Никифорова было создано в свое время много компаний (не только «Морские перевозки» - причем компании-двойники, две с одинаковым названием, но с разным ИНН, или вот «НАС» (полное название«Никифорова Анна Сергеевна») и «НАС Логистик», но и другие), но все они в итоге ликвидировались или оказались «брошенными», потом появлялись новые, и снова по той же схеме: новая компания, новый договор, новый суд. Что это, случайность или отработанный продуманный механизм действий, с целью получить денежные средства клиентов без желания исполнять обязательства?
Такие действия коммерсантов – всегда удар по своей же репутации. И создание фирмы «ПРИММОР ТЭА» не сможет, как предполагается, выправить уже сложившуюся репутацию недобросовестного партнера, к тому же и сама эта компания уже попала в списки неблагонадежных. С нынешними проблемами «ПРИММОР ТЭА» разбираются правоохранители.
Ну а чтобы обезопасить себя от заключения договоров с такими компаниями, нужно соблюдать определенные правила. Вот что рекомендует представитель «Курилгео» Мария Киселева:
«Надо обращать внимание на все доступные ресурсы проверки контрагента. Обязательно проверять принадлежность прав на судно, может быть, через морской реестр, чтобы брать судно напрямую у судовладельца, а не у таких посредников».