26.04.2024 06:31
Новая стратегия «Норникеля» обеспечит 40 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений в год Новые проекты должны обеспечить «Норникелю» более 550 млрд рублей в год дополнительной выручки, а государству 40 млрд рублей в год дополнительных налоговых поступлений, пишут «Ведомости». Стратегия также позволит

26.04.2024 06:31
Новая стратегия «Норникеля» обеспечит 40 млрд рублей дополнительных налоговых поступлений в год  Новые проекты должны обеспечить «Норникелю» более
25.04.2024 11:27
Хлеб в стране стал дороже   Цены на российский хлеб с начала текущего года у
23.04.2024 14:59
Владимир Бурматов прокомментировал решение «Норникеля» о переносе плавильных мощностей из Норильска Депутаты Госдумы Владимир Бурматов в интервью корр
erid:2VtzquvL47C
erid: 2Vtzqw8GDo4
30.08.2019 11:02

Генеральный директор Мурманского морского торгового порта Александр МАСЬКО: «Мы - патриоты своей профессии и страны»

НИА-Федерация

masko int1 сентября исполняется 104 года Мурманскому морскому торговому порту - старейшему предприятию Мурманска. Его рождение в 1915 году дало важнейший импульс для развития всего региона. О сохранении традиций, производственной и экологической подушках безопасности, реконструкции причалов и социальных проектах в канун праздника корреспонденты «Мурманского вестника» поговорили с генеральным директором АО «Мурманский морской торговый порт» Александром МАСЬКО.

- Александр Вадимович, прежде всего поздравляем вас и коллектив Мурманского морского торгового порта с днем рождения предприятия. 104 года - возраст серьезный. Насколько значимой и существенной для сегодняшнего дня является связь между портовиками нашего времени и теми поколениями, кто создавал историю и традиции предприятия?


- В марте этого года по инициативе Мурманского морского торгового порта увидела свет книга «Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт». В ней были впервые представлены редкие фотографии и воспоминания Валериана Евгеньевича Ляхницкого - человека, который в начале ХХ века возглавил проведение изыскательских работ на Мурмане. Их итогом стало определение места будущего Мурманского морского порта и начало его строительства. После этого 1 сентября 1915 года к временной пристани пришвартовался пароход «Дротт». Эта дата стала днем рождения Мурманского морского торгового порта. А спустя год рядом с портом был заложен город, получивший название Романов-на-Мурмане, а позже - Мурманск.
По нашему приглашению на презентацию книги в Мурманск приехали внуки первых изыскателей - Юрий Сергеевич Ляхницкий и Владимир Александрович Наливайко. И это была символическая передача рукопожатий через столетия от тех, кто был первопроходцами, нам - портовикам XXI века. Причем эта связь не только историческая, но и вполне конкретная. Например, контуры причальной линии порта нашего времени во многом совпадают с теми чертежами и планами, которые создавали Ляхницкий и его команда более ста лет назад. Люди в прямом смысле работали на века. Имея таких предшественников, и мы ориентируемся на такую же высокую планку.
Сегодня АО «Мурманский морской торговый порт» - одна из крупнейших стивидорных компаний Северо­Запада России и крупнейшая стивидорная компания Арктического бассейна. Мы добились этого уровня благодаря фундаменту, который был заложен нашими предшественниками на всех этапах развития предприятия.
Отмечу, что в порту работают семейные династии, для которых он стал важным центром жизни, где семейные традиции переплетаются с производственными. Мы поддерживаем это и воспринимаем как еще один важный механизм передачи опыта и традиций от поколения к поколению. Вы знаете, что в порту создан музей, где хранятся фото и документы прошлых лет. Новые материалы периодически приносят дети, внуки сотрудников, и все это занимает достойное место в имеющихся экспозициях. Получается, что нашу историю мы в буквальном смысле пишем сами, а она является частью нашей сегодняшней жизни.

- За более чем вековой период технологии обработки грузов менялись не один раз. Насколько сейчас порт идет в ногу с сегодняшним днем, какие внедряются новации, позволяющие делать работу порта более эффективной и безопасной, в том числе для жителей областного центра?


- В работе мы опираемся, с одной стороны, на более чем столетний опыт. С другой, находимся в постоянном поиске и развитии, внедряем передовые технологии мирового уровня. Именно такой сплав традиций и молодости и является фундаментом стабильности и движения вперед.
Есть базовые условия и обстоятельства, которые мы учитываем. Так, порт был и остается ключевым звеном в логистической цепочке в Арктике, а значит, мы должны соответствовать всем тем требованиям, которые предъявляет этот статус. Именно поэтому порт сохраняет универсальный характер - мы можем обрабатывать любые типы грузов. Мы следим за развитием нашей инфраструктуры, стараемся, чтобы она постоянно обновлялась и соответствовала задачам не только сегодняшнего, но уже и завтрашнего дня.
Для примера скажу, что в августе 2019 года в рамках федерального проекта «Морские порты России» и Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года между ФГУП «Росморпорт» и АО «Мурманский морской торговый порт» заключен договор на разработку рабочей документации и выполнение строительно­монтажных работ по реконструкции причала № 2 грузового района № 1. Стоимость проекта - 918,2 млн рублей, сроки - до 2020 года. Планируем, что в перспективе сможем там принимать и обслуживать большие балкерные суда.
Особая роль и в этом, и во всех других проектах, реализуемых в наши дни в Мурманском морском торговом порту, отводится решению задач по защите окружающей среды на территории порта и в припортовых районах Мурманска. В последние годы для нас это стало принципом: не делать ни одного шага в развитии производства без обеспечения его экологическими подушками безопасности.
В рамках реализуемой на предприятии экологической программы, стоимость которой свыше 3 млрд рублей, у нас в порту уже действует 17 установок пылеподавления - больше, чем в любом российском порту, на грузовом районе № 2 работают очистные сооружения ливневого стока. Плюс к этому стоит сказать, что в порту была разработана и реализуется программа модернизации и обновления перегрузочного оборудования. Существенно обновлен парк кранового оборудования. Сейчас в порту практически не осталось кранов старше 40 лет. Делаем ставку на новые высокопроизводительные, оснащенные по последнему слову техники перегрузочные машины. Прежде всего это краны «Аист» и «Витязь» российского производства. Также компания шагает в ногу со временем и в части энергосберегающих технологий. В настоящее время завершается очередной этап по переводу очистных машин на электропривод. А в дальнейшем электрическими станут и гидравлические манипуляторы. Введены машина на гусеничном ходу Sennebogen, четыре ковшовых погрузчика с объемом ковша 6,8 м3. Все оборудование соответствует самым строгим экологическим требованиям.
Инвестиции в развитие предприятия в прошлом году составили 1 млрд 260 млн 043 тыс. рублей, в этом планируется еще больше - 1 млрд 630 млн 41 тыс. рублей. В том числе в экологические проекты - соответственно 764 млн 168 тыс. и 805 млн 474 тыс. То есть, как видите, Мурманский морской торговый порт - это стабильно и эффективно работающее предприятие, перспективу которого мы моделируем на десятилетия вперед.

- Знаковый экологический проект - строительство пылеветрозащитных экранов. В каком состоянии он сейчас?


- Действительно, в апреле этого года в АО «ММТП» введена в эксплуатацию первая очередь пылеветрозащитных экранов, которые являются важнейшим элементом масштабной экологической программы АО «ММТП». Проект основан на лучшем мировом опыте и полностью адаптирован к суровым погодным условиям Заполярья. Длина первой очереди экранов - 568 м. Второй и третий этапы - это еще 1336 метров. Объем инвестиций в этот проект свыше 700 миллионов рублей. Сейчас работы по строительству стенок продолжаются. Примечательно, что экраны выполнены в яркой цветовой гамме, напоминающей северное сияние. В центре художественной композиции - герб города-героя Мурманска.
Экраны - это еще не всё. В мае на базе АО «ММТП» состоялось расширенное совещание Комитета по экологии и охране окружающей среды, технологии, механизации и природоохранной деятельности Ассоциации морских торговых портов. На него приехали представили более 20 ведущих стивидорных компаний России. Повод - завершение работы и утверждение перечня наилучших доступных технологий (НДТ), которые должны будут применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. Опыт мурманских портовиков лег в основу этого документа. При этом порядка 80 процентов НДТ, которые вошли в справочник, уже реализованы в ММТП или находятся в активной стадии внедрения.
Важным показателем эффективности этой работы стало получение в конце 2018 года АО «Мурманский морской торговый порт» международного сертификата ISO 14001:2015, который подтвердил соответствие деятельности предприятия международной системе экологического менеджмента. Сейчас мы готовимся к его подтверждению, которое происходит ежегодно. Потому что, даже получив сертификат, мы не останавливаемся на достигнутом, а напротив, выдерживаем заданный уровень и двигаемся вперед.


- Еще один проект Мурманского морского торгового порта - экологическая диспетчерская. Говорилось, что ничего подобного в других портах нет. В чем принцип ее работы? На каком этапе реализации находится проект?


- Задача экологической диспетчерской состоит в создании цифровой модели работы предприятия в режиме как реального времени, так и прогноза. Эта модель рассчитывается по утвержденным методикам и на основе текущих данных. Такая цифровая модель дает возможность прогнозировать ситуацию на 1-2-3 часа вперед, вплоть до трех суток, что позволяет управлять технологическим процессом, заранее принимая необходимые меры. Это наше ноу­хау, которого сегодня нет ни в одном порту Российской Федерации.
Кроме того, в задачу операторов экологической диспетчерской входит непрерывный мониторинг экологической ситуации в режиме реального времени. Вся оперативная ситуация отражается на экранах мониторов. Это дает возможность мгновенно реагировать на малейшие изменения метеоусловий.
Сейчас завершается настройка оборудования, но проект будет развиваться и дальше в направлении автоматизации всех процессов управления с применением компьютерной аналитики, искусственного интеллекта, возможностей нейросетей, собранных архивных данных, что в перспективе будет замещать человеческий фактор.


- Насколько в наши дни порт востребован у грузовладельцев? А следовательно, насколько уверенно чувствует себя предприятие с точки зрения финансовых и производственных показателей? При этом для жителей региона прежде всего важны налоги, которые платит порт, а для работников - уровень заработной платы.


- Такие особенности Мурманского морского торгового порта, как круглогодичная навигация, большие глубины, позволяющие принимать крупнотоннажные суда, независимый выход в Мировой океан и близость к европейским портам в совокупности с технологичностью и профессионализмом работников позволяют стабильно и бесперебойно производить обработку груза, что в настоящее время является важным критерием долгосрочной плановой работы. Все это вместе гарантируют высокое качество оказываемых портом услуг, а это, безусловно, ценится нашими клиентами и востребовано ими.
Притом что основную часть грузопотока составляет энергетический уголь, следуемый из Кузбасса на рынки Западной Европы и стран Средиземноморского региона, важно отметить, что порт сохраняет свою универсальность и продолжает обрабатывать различные грузы. Динамика грузооборота последних лет говорит сама за себя - мы наблюдаем стабильную загруженность мощностей порта и расширяем номенклатуру перерабатываемых грузов.
Ежегодно мы переваливаем свыше 16 миллионов тонн. Например, в июле в Мурманском морском торговом порту обновили сразу несколько рекордных показателей. Так, ежесуточная выгрузка составила 858 вагонов, что превысило прежний рекорд почти на 12 процентов. Рекордные цифры стали результатом четкой и слаженной работы всего коллектива порта, высокой координации с ОАО «РЖД», тесного взаимодействия с клиентами и партнерами предприятия, систематического внедрения прогрессивных методов обработки грузов и использования современного высокотехнологичного оборудования.
Что же касается налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, то они стабильны и составляют около одного миллиарда рублей. Средний уровень зарплаты на предприятии составляет более 80 000 рублей. Как видите, порт - это серьезный налогоплательщик и привлекательный работодатель.


- Мурманский морской торговый порт задумывался как морские ворота в Арктику. Активно ли эти ворота используются сейчас и насколько значимым является арктическое направление в работе порта?


- Всего несколько дней назад Мурманский морской торговый порт принял судно «Сибирь», на которое была погружена самая крупная за всю историю порта партия щебня - 24 205 тонн. Этот груз предназначен для проведения строительных работ в Арктической зоне России в рамках реализации масштабных инфраструктурных проектов. Доставка этого груза, как и других аналогичных, обеспечивалась по трассе Северного морского пути через Мурманский морской торговый порт. Это говорит само за себя.
Сегодня наш порт - это важнейший логистический узел, предназначенный для решения государственных задач по развитию Северного морского пути и освоения Арктической зоны. Мы обеспечиваем перевалку грузов в направлении заполярных портов (Сабетта, Диксон, Хатанга), обрабатываем атомный лихтеровоз «Севморпуть», суда обеспечения шельфовых нефтегазовых проектов. И развитие арктического направления является одним из приоритетов нашей деятельности.
Объем грузопотока в арктическом направлении растет, что прежде всего связано с активным освоением арктического шельфа, развитием Севморпути, реализацией инфраструктурных проектов в Арктической зоне страны. Мы, будучи универсальным портом, точно реагируем на эти потребности. Мощности ММТП позволяют осуществлять обработку любой номенклатуры генерального груза, отправляемого в арктические регионы. Для этих целей у нас выделен отдельный причал, оснащенный всем необходимым.

 

- Мы часто слышим, что Мурманский морской торговый порт - это социально ответственное предприятие. Что включает это понятие? Какие есть планы развития социального вектора его деятельности?


- Социальная ответственность сочетает несколько составляющих. С одной стороны, это бизнес-понятие, под которым понимается такая организация деятельности, при которой компания стремится обеспечить устойчивое развитие своего бизнеса, уделяя повышенное внимание не только экономической, но и социальной составляющей. Но еще есть и элементарная личная ответственность перед ветеранами предприятия, перед детьми работников, перед жителями города и области, где находится предприятие и где живем мы и наши дети. Для нас важны и та, и другая стороны.
Основные направления, которым следует АО «ММТП» в этой области, соответствуют нескольким важным принципам. Мы - патриоты своей профессии и страны. Мы стремимся вносить заметный вклад в развитие региона присутствия нашей компании, являемся надежным партнером в этой работе. Для нас важно, чтобы влияние нашей компании на окружающий мир было положительным. Мы поддерживаем тех, кто живет рядом с нами.
АО «ММТП», как часть города Мурманска, полностью осознает свою роль градообразующего предприятия, ответственность за социально-экономическое благополучие жителей. Мы понимаем, что стабильное развитие города и региона и улучшение уровня жизни людей - это залог успешной работы компании в будущем. Поэтому мы оказываем помощь детским и средним образовательным учреждениям города, поддерживаем молодежные инициативы, помогаем ветеранам, участвуем в развитии социальной инфраструктуры города.
В этом году на различные социальные проекты, ориентированные на работников предприятия и их близких, а также на жителей Мурманска и всей области, мы направляем порядка 130 миллионов рублей.
Направлений работы много. Например, в июле состоялась презентация нового совместного проекта АО «Мурманский морской торговый порт» и администрации Мурманска по благоустройству придомовой территории в областном центре на перекрестке улицы Карла Либкнехта и переулка Водопроводного. Это один из шагов по улучшению комфортной городской среды в рамках соглашения между администрацией областного центра и АО «ММТП». При разработке проекта по благоустройству было проведено обследование территории, зафиксированы пути движения пешеходов, выделено несколько зон, обеспечивающих интересы различных категорий граждан. Проект включает создание парковочной зоны для автотранспорта, пешеходной зоны с ограждением, детской и спортивной площадок. Предусмотрено максимальное сохранение существующих зеленых насаждений, монтаж современного светодиодного освещения, что особенно актуально для нас, северян, в полярную ночь.
Сейчас уже прошли общественные слушания по этому проекту. Жильцы нас поддержали, и уже начаты работы. Проект реализуем в течение двух лет. В этом году планируем сделать асфальтобетонное покрытие, бордюры, попробуем реанимировать ливневую канализацию. Приступим к транспортной инфраструктуре. На следующий год займемся благоустройством территории.
Могу также сказать, что совместно с администрацией Мурманска продолжаем программу «Теплое окно», в рамках которой в этом году запланирована замена старых окон на новые в детском саду № 2, прогимназии № 61. В детском саду № 79 будет установлена крытая веранда для прогулок. Продолжим оформление сквера перед зданием морвокзала.
Свой профиль в гимназии и вузе


- В этом году состоялся первый выпуск одиннадцатиклассников транспортно­логистического класса гимназии № 8 Мурманска. Два года ребята изучали «портовские» дисциплины. Будет ли продолжение проекта на базе гимназии и его развитие на этапе высшего образования?


- Мы считаем работу по формированию кадрового резерва Мурманского морского торгового порта из числа ребят, которые наиболее способны и мотивированы на успешную работу по профессии, чрезвычайно важной. Поэтому и открыли два года назад в мурманской гимназии № 8 профильное направление «Логистика». Идея оказалась востребованной, и в этом году мы выпустили первый 11-й профильный класс. И мы это дело, конечно, будем продолжать. Совсем скоро, 1 сентября, в гимназию придут новые ученики, выбравшие для себя «портовской» профиль.
Но мы идем дальше. Уже несколько лет на факультете математики, экономики и информационных технологий в Мурманском государственном арктическом университете готовят студентов по направлению «Логистика». По нашей инициативе в сотрудничестве с администрацией вуза программу подготовки расширили и дополнили дисциплинами, связанными с деятельностью нашего порта.
Отмечу также, что для обеспечения предприятия квалифицированными кадрами вместе с ФГБОУ ВО «Мурманский государственный технический университет», ГАПОУ МО «Мурманский индустриальный колледж» и другими образовательными учреждениями мы реализуем ряд долгосрочных проектов, главными целями которых являются профориентация, поддержка талантливой молодежи, вовлечение ее в культурную и спортивную жизнь нашего предприятия, участие в городских и областных мероприятиях, совершенствование системы наставничества и другие.
Например, уже четвертый год Мурманский морской торговый порт организует работу «Трудового отряда СУЭК». Благодаря этому, с одной стороны, подростки получают возможность трудоустроиться на хорошую работу, оформить трудовую книжку, получать достойную зарплату. С другой стороны, органы власти получают помощников, которым можно доверить выполнение нужного дела. Ребята работают в парках и скверах, на улицах городов. Поддерживают порядок и чистоту. И делают это достойно.
Весь этот большой сегмент нашей работы в полной мере соответствует планам развития нашего предприятия.


- Не могу не спросить про наших хоккеистов из команды «Мурман», которые в этом году уже второй год подряд будут выступать в Суперлиге хоккея с мячом России. Все ли сейчас идет по плану?


- Да, в прошлом году наш «Мурман» после долгого перерыва вернулся в Суперлигу чемпионата России по хоккею с мячом. И минувший сезон стал самым успешным за всю историю клуба - команда заняла 11-е место из 15.
Напомню, хоккейный клуб «Мурман» является самой северной профессиональной командой по хоккею с мячом и единственной командой области, выступающей в высшем дивизионе. Поддержка клуба обеспечивается средствами из регионального и муниципального бюджетов и силами попечительского совета клуба. АО «Мурманский морской торговый порт» является одним из его основных партнеров. Помимо спонсорской поддержки мы помогаем содержать и готовить к матчам домашнюю арену клуба - стадион «Строитель», содействуем развитию юношеского спорта. Сейчас команда готовится к новому сезону. Прошел базовый учебно-тренировочный сбор в Геленджике. Подготовка продолжится в Мурманске. Работа идет по плану.
Но вы должны понимать, что ХК «Мурман» - это своеобразная вершина спортивной пирамиды. Важную роль играет поддержка физкультурно-оздоровительной деятельности и массовых спортивных мероприятий как внутри коллектива акционерного общества, так и в регионе в целом. Например, традиционного Праздника Севера. Мы поддерживаем детско-юношеские спортивные центры, активно развиваем спорт на предприятии: футбол, волейбол, хоккей, бассейн, шахматы, пейнтбол. Так что свою миссию по поддержке важнейших направлений развития, значимых для региона, мы осознаем в полной мере и поддерживаем их. Это важно со всех точек зрения: и с производственной, и с человеческой. И это тоже важный показатель здоровья предприятия.


- Александр Вадимович, поздравьте, пожалуйста, коллег с праздником!


- Я считаю, что Мурманский морской торговый порт родился в нужное время, в правильном месте и под счастливой Полярной звездой. Именно поэтому уже более века он успешно работает, обеспечивает достойную жизнь портовикам, их семьям, нашим партнерам, жителям города и региона, которые трудятся на предприятиях, связанных с портом, и у которых тоже есть семьи. И получается, что порт дает важные импульсы для развития территории присутствия.
История развития ММТП - пример того, что если человек верит в правильность своего выбора, в свои силы, если у него есть единомышленники, то можно не только свернуть горы, но и построить надежные причалы, вдохнуть в них жизнь, и тогда они станут причалами судьбы.
Я желаю всем нам крепкого здоровья, сил, энергии! Счастья, мира, любви и благополучия вам и вашим семьям! С праздником, дорогие друзья!



Важнейшие новости регионов за 27.04.2024

Еще новостей за 27.04.2024