15.12.2025 11:07
Число обращений на прямую линию с Владимиром Путиным превысило 1,3 млн
Число обращений граждан на прямую линию с президентом РФ Владимиром Путиным за четыре дня до начала программы превысило 1,3 миллиона.
Число обращений на прямую линию с Владимиром Путиным превысило 1,3 млн Число обращений граждан на прямую линию с президен
Вице-президент РСТ Георгий Мохов проведет организованный АРН вебинар «Регулирование туристической деятельности. Законодательные изменения 2025-2026» Агентство развития Норильска организует вебинар дл
Большинство россиян хотят, чтобы 31 декабря был официальным выходным днем 78% опрошенных россиян выступают за решение сделат
Россия может отказаться от строительства моста через Лену ради Крыма
НИА-ФедерацияКрупнейшие, требовавшие сотен миллиардов рублей «стройки века» оказались под вопросом.
Средства, предназначенные на создание глубоководного порта в Тамани и моста через реку Лена, могут быть направлены на нужды Крыма. Значимость обоих этих проектов не уменьшилась – но инфраструктура Крыма в данный момент гораздо важнее.
Правительство собирается отказаться от проекта строительства порта Тамань в Краснодарском крае, который должен был стать «южными воротами» России, а также от строительства моста через крупнейшую в Восточной Сибири реку Лену в Якутии. Об этом заявил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Он объясняет, что реализация этих двух проектов теперь стала менее актуальной. «Что касается порта Тамань, то в связи с тем, что возникает другая конфигурация по портам: у нас в Крыму пять глубоководных портов. И мост через Лену тоже под вопросом, но по другой причине: там трафик неочевиден, а реализация проекта – довольно затратное мероприятие», – сказал министр.
Особенно когда наметились реальные шаги по реализации этого проекта. Важность строительства понимали еще в советское время. Проектировать мост через Лену начали в 80-х годах, но он стал одним из советских долгостроев.
И вот в прошлом году государство передало этот проект в ведение Росавтодора, который провел конкурс на заключение концессионного соглашения по строительству и эксплуатации моста. Нашлось даже двое претендентов, один из которых благополучно победил – консорциум инвесторов «Транспортные концессии (Саха)» в составе банка ВТБ и трех строительных компаний. До конца 2014 года должно было быть подписано концессионное соглашение. Однако неожиданно государство решило заморозить бюджетные расходы на этот проект.
Между тем строительство моста через Лену для Якутии – вопрос стратегический. Столица республики до сих пор не имеет круглогодичного сухопутного сообщения с «большой землей», хотя ее население с пригородами превышает сотни тысяч человек. Такой мост позволил бы соединить юг и центр республики с Байкало-Амурской магистралью и Транссибом. Мост решил бы важную социальную задачу региона. Кроме того, он мог бы стать катализатором экономического роста в республике и соседних регионах за счет увеличения грузовых и пассажирских перевозок, появления новых предприятий.
Поэтому строить этот мост надо обязательно, а если нет госфинансирования, то надо искать другие источники, считает Дмитрий Баранов. На инвесторов, вероятно, и рассчитывает государство. Между тем в Росавтодоре заявили, что на сегодняшней встрече с победителем конкурса на строительства моста было решено продолжать переговоры по подписанию концессионного соглашения. То есть официально им еще не объявили о заморозке финансирования.
Претензии МЭР к высокой смете моста через реку Лену выглядят странно, если вспомнить, что на строительство другого моста – через Керченский пролив – планируется потратить почти вдвое больше, а именно 100 млрд рублей.
При этом мост через Керченский пролив в ситуации политической блокады Крыма тоже не факт, что создаст новый транзитный путь. «С Керченского моста будет приходить только косвенная прибыль – с увеличенного постоянного туристического потока и грузоперевозок из крымских портов. Но в условиях неразвитой дорожно-транспортной инфраструктуры – это долгосрочный проект», – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
Однако обстоятельства складываются таким образом, что социальная и политическая составляющая требует не жалеть денег на Крым, тем более что правительство рассчитывает сделать его в итоге регионом-донором. Сегодня встает вопрос нехватки бюджетных средств, что видно по последним сокращениям финансирования федеральных целевых программ. Низкие темпы экономического развития, к сожалению, требуют корректировки приоритетов государства.
И если мост через реку Лену можно отложить на лучшие времена, то строительство моста через Керченский пролив – нет. «Без моста полуостров просто не выживет», – говорит Андриевский.
Дело в том, что в нынешних условиях экономической и политической блокады Крыма грузопотоки из Украины в крымские порты практически перекрыты. А без этих грузопотоков порты Крыма в краткосрочной перспективе будут оставаться недозагруженными. Они сейчас могут рассчитывать лишь на вывоз продукции, произведенной в Крыму, и на поставку грузов, ориентированных на потребление Крыма. Даже круизные лайнеры в этом году могут не прийти в Крым и не привезти туристов из-за политической блокады. Именно поэтому Крыму сейчас так нужен мост через Керченский пролив. Это позволит загрузить крымские порты за счет экспорта с материковой России и выполнить главный на сегодня приоритет государства.
RSS
Добавить в закладки
