19.04.2024 05:53
На Севере Красноярского края открылось паромное сообщение через Енисей 19 апреля открылось паромное сообщение между населенными пунктами Еркалово и Прибрежная. Это самая северная переправа через Енисей, она соединяет поселки Подтесово, Еркалово, Епишино и другие поселения, расположенные на правом берегу, с

19.04.2024 05:53
На Севере Красноярского края открылось паромное сообщение через Енисей 19 апреля открылось паромное сообщение между насел
18.04.2024 11:40
Владимир Бурматов: «Норникелем» сделан очень существенный шаг в области экологии  Об этом первый зампредседателя Комитета Госдумы по
18.04.2024 11:01
СНТ смогут стать участниками программы социальной газификации  Постановление об этом подписал Председатель
erid:2VtzquvL47C
erid: 2Vtzqw8GDo4
05.09.2014 11:50

Марина Ковтун: Мурманской области для развития нужны инженеры, а не «белые воротнички»

НИА-Федерация

kovtyn 1404Накануне врио губернатора Марина Ковтун  прочла для студентов Мурманского государственного гуманитарного университета лекцию: «Мурманская область: взгляд в будущее».

Ректор МГГУ Андрей Сергеев напомнил студентам, что встреча с врио губернатора Мариной Ковтун проводится в рамках вузовской программы публичных встреч с политиками, общественными деятелями и просто интересными и заслуженными людьми, нашими земляками. 

Напомним, что такая программа – не ноу-хау в нашем регионе. Нечто подобное проводилось в конце 90-х годов прошлого века в Мурманском государственном техническом университете.  Как правило, студенты составляют для потенциального лектора список интересующих вопросов, и тот готовит свое выступление, стараясь учесть запросы слушателей. 

«Сегодняшнюю нашу встречу я хочу посвятить обсуждению перспектив развития нашего региона, - обратилась к студентам Марина Васильевна. - Выбранная мною тема не случайна, ведь для устойчивого развития Мурманской области нужны в первую очередь грамотные профессионалы. Абсолютно уверена, что передо мной - будущие высококлассные специалисты, поэтому наша беседа будет взаимно полезной».

Глава региона напомнила ребятам такие популярные лозунги последних нескольких лет, как -«Мурманск – ворота в Арктику», «Мурманская область - стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации».  Подобное позиционирование Мурманска и региона в целом не случайно, говорила она. Целевой сценарий, в соответствии с которым к 2025 году Мурманская область должна стать стратегическим центром Арктической зоны Российской Федерации, заложен властями региона в Стратегии социально-экономического развития до 2025 года – основном документе, определяющем перспективы развития области на долгосрочный период.

Марина Ковтун подробно остановилась на теме развития Арктики. По данным Института географии Российской академии наук, физико-географическое определение Арктики уточнялось на протяжении почти всего ХХ века. Вначале бытовало довольно узкое ее понимание  - к Арктике  отнесли лишь моря и острова Северного Ледовитого океана, ограниченные с юга изотермой самого теплого месяца  - июля +5 ºС.

«В 1985 году при подготовке Атласа Арктики коллектив ученых дал такое определение: Арктика – северная полярная область Земли, включающая Северный Ледовитый океан и окружающие его окраины материков Евразия и Северная Америка, - зачитывала Марина Ковтун сделанные выдержки из оригиналов. - К ней относятся территории, находящиеся в пределах средней многолетней изотермы июля +10 ºС, где в условиях вечной мерзлоты существуют покровные ледники или безлесная тундра, и акватории, на которых однолетний лед в отдельные годы не вытаивает в весенне-летний период, превращаясь затем в многолетний. В соответствии же с общепринятым географическим определением Арктикой считается район, расположенный севернее Полярного круга (66 градусов 33 минуты северной широты)». 

Разобравшись с географией, приступили к политике.

Глава региона напомнила, что в состав приарктических стран входит 8 государств: Россия, Канада, США, Норвегия, Дания, Швеция, Финляндия и Исландия. При этом пять государств, называемых также «Арктической пятеркой», – Россия, Канада, США, Норвегия и Дания, - обладают исключительной экономической зоной и континентальным шельфом в Северном Ледовитом океане.

Под Арктической зоной Российской Федерации понимается часть Арктики, в которую входят:

- полностью территории Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа;

- частично территории Республики Саха (Якутия), Архангельской области и Красноярского края;

- территория городского округа Воркута Республики Коми;

- земли и острова, относящиеся к Российской Федерации, расположенные в Северном Ледовитом океане;

- и, наконец, прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Исключительная экономическая зона - прилегающие к территориальным водам прибрежного государства акватория моря и континентальный шельф шириной до 200 морских миль (370,4 км) от ближайшей точки береговой черты, в границах которых государство реализует собственные права на разведку, добычу и управление всеми природными ресурсами ограниченного региона.

«С чем же связан большой интерес к Арктике, проявляемый не только приарктическими государствами, но странами, расположенными далеко от нее?», – вопрошала студентов лектор и сама же на вопрос отвечала.

Арктика – это кладовая природных богатств. Здесь сосредоточены гигантские водные и уникальные биологические морские ресурсы. По мнению экспертов, в грунте океанского дна находятся месторождения алмазов, золота, платины, олова, марганца, никеля, свинца. Кроме того, там, по разным оценкам, сосредоточено до трети неразведанных мировых запасов газа и десятая часть запасов нефти. При этом на российский сектор приходится около четверти всех шельфовых запасов углеводородного сырья в мире. В Российском газовом обществе подсчитали, что это более 100 млрд тонн нефти и около 70 трлн кубометров газа.

Однако оценки экспертов геологической службы США немного отличаются от подсчетов отечественных специалистов. Различия в оценках запасов углеводородов – это часть борьбы за ресурсы на информационном поле, ведь каждая из пяти стран (Россия, США, Канада, Норвегия, Дания), которые претендуют на Арктику, хочет получить наиболее выгодные для себя условия.

В соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву 200-мильная экономическая зона государства может быть расширена при условии, что морское дно за ее пределами является естественным продолжением окраины материка. На обоснование внешних границ Арктической зоны, их международно-правовое оформление направлены сейчас основные усилия приарктических государств. С этой целью проводятся геолого-геофизические, гидрографические и картографические работы.

В качестве примера успешных действий российских специалистов можно привести опыт оформления участка границы континентального шельфа в Охотском море площадью 52 тысячи квадратных километров, который до недавнего времени считался международными водами.

Наши эксперты, основываясь на научных данных, нашли веские аргументы, свидетельствующие о бесспорном праве России на этот участок. Такое право закрепила за Россией ООН, а это значит, что все рыбные и минеральные ресурсы, которые там обнаружены, принадлежат России и будут добываться в рамках её законодательства.

В рамках подготовки российской заявки на расширение континентального шельфа в Арктике сейчас идет активная работа по изучению хребта Ломоносова и поднятия Менделеева в Северном Ледовитом океане. В августе 2007 года вточке полюса, на глубине 4300 метров был установлен российский флаг, были взяты пробы грунта, проведены исследования подводной части шельфа. Если России удастся отстоять в ООН свое право на эти территории, к ее энергетическому фонду может прибавиться еще до 10 млрд. тонн условного топлива. 

При этом нужно понимать, что Арктика – это вопрос не сегодняшнего дня с точки зрения полномасштабной добычи нефти и газа, а стратегический резерв на будущее. 

«Что касается настоящего, то сегодня в Арктической зоне Российской Федерации добывается более 80% российского газа, значительная часть российских алмазов, 100% апатита, сурьмы, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, около половины меди, производится около четверти всего объема рыбы и морепродуктов России», - с удовлетворением перечисляла Марина Ковтун.  

Экономическое развитие и жизнедеятельность в Арктической зоне связаны с развитием транспорта. Основой арктической транспортной системы России является Северный морской путь - кратчайшая морская трасса между Европейской частью России и Дальним Востоком. Альтернатива Северному морскому пути - транспортные артерии, проходящие через Суэцкий или Панамский каналы. Однако при использовании эталонного маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11 тысяч 205 морских миль, а при использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3 тысячи 860 морских миль, или на 34%.

Добавьте сюда отсутствие сомалийских пиратов, экономию на топливе - и привлекательность Северного морского пути резко возрастет.

Использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике - еще один национальный интерес России в Арктике.

«Теперь давайте посмотрим, какой вклад способна внести Мурманская область в обеспечение реализации национальных интересов России в Арктике», - села на любимого конька глава региона.

Она отметила, что Мурманская область обладает значительными возможностями для обеспечения потребности России в основных видах стратегического минерального сырья: черных, цветных, редких, редкоземельных и благородных металлах, а также в фосфатном сырье.

В настоящее время в Мурманской области добывается более трех десятков видов полезных ископаемых. Регион является единственным российским производителем апатитового, нефелинового и бадделеитового концентратов, здесь вырабатывается 45 % никеля, 10 % железорудного концентрата, 7 % рафинированной меди России.

Продолжаются поисковые работы, направленные как на  воспроизводство минерально-сырьевой базы действующих предприятий по традиционным для области видам сырья, так и на выявление новых источников высоколиквидных и инвестиционно привлекательных видов полезных ископаемых, таких как - золото, платиноиды, графит. 

«Уже в ближайшие годы планируются к реализации проекты комплексного освоения минерально-сырьевой базы дефицитных и стратегических видов минерального сырья. Среди них хотела бы особо отметить проект строительства горно-обогатительного комбината на базе платинометалльного месторождения «Федорова Тундра», - сообщила Марина Ковтун.  -Строительство ГОКа планируется начать в 2016 году. Еще один важный проект – по созданию горно-обогатительного комбината по производству диоксида титана, редких и редкоземельных металлов на базе Африкандского месторождения.  Реализация этого проекта планируется с 2017 года».

Она напомнила, что в прошлом году правительство региона заключило соглашение с нефтяной компанией «Роснефть». Для обеспечения реализации шельфовых проектов в западной Арктике концерн планирует разместить в Мурманской области опорную береговую базу  - на мощностях 82-го судоремонтного завода в Росляково, заводы по производству подводной арматуры, бетонных блоков, логистическую, перевалочную и складскую базы.  Компания уже приступила к непосредственной подготовке разведочного бурения в Карском море. В августе этого года пробурена первая скважина «Университетская» - самая северная скважина России.

Марина Ковтун сообщила, что 1 сентября президент Владимир Путин подписал указ о выводе Росляково из состава ЗАТО Североморск и включении его в состав Мурманска. Узнать, будут ли под эти цели выделяться средства из федерального бюджета, студентам не удалось, поскольку глава региона исчерпала лимит времени, отведенного на лекцию полностью. Времени на вопросы не осталось. После лекции Марина Ковтун отправилась с рабочей поездкой в Мончегорск.

Но вернемся к лекции. «Газпром» и «НОВАТЭК» также рассматривают Мурманскую область как один из самых перспективных регионов для развертывания производственных мощностей по строительству морских платформ и размещению объектов по подготовке и переработке углеводородов.

Для подготовки высококвалифицированных кадров, необходимых для реализации проектов, в регионе будет создан Центр арктических компетенций.

«Мурманск не случайно называют воротами в Арктику, - говорила лектор. - Глубоководный, незамерзающий морской порт Мурманск – единственный порт в европейской части России с коротким и удобным доступом к океанским магистралям. Он является базовым портом Северного бассейна по обеспечению перевозок грузов по трассам Северного морского пути, эффективное и безопасное использование которых обеспечивает мощный ледокольный флот. Мурманск - главная база атомного ледокольного флота России, насчитывающая сегодня 6 атомоходов. В соответствии с планируемым графиком вывода атомных ледоколов из эксплуатации к 2018 году в строю останутся 4 действующих атомных ледокола - «Вайгач», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы».

«Поэтому правительством России начата реализация программы строительства на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге новых ледоколов с атомными энергетическими установками, - пояснила Марина Ковтун. - Первый ледокол должен зайти в порт приписки Мурманск в 2017 году. Это судно станет самым крупным и мощным ледоколом в мире - длина 173 метра и ширина 34 метра, мощность - 60 мегаватт и водоизмещение - более 33 тысяч тонн. Основная особенность судна в том, что оно способно проламывать лед толщиной почти в 3 метра. Атомоход такого класса сможет круглогодично проводить суда на больших глубинах в Западной Арктике, а также работать на мелководных участках в устье Енисея. Еще два серийных ледокола этого проекта будут введены в строй в 2020 году».

В целях создания круглогодично действующего глубоководного морского центра по переработке нефтеналивных грузов, перевалке угля и минеральных удобрений начата реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Проектом предусматривается развитие инфраструктуры морского, железнодорожного и автомобильного транспорта, а также логистической и складской инфраструктуры, рассказывала она.

За счет средств федерального бюджета предусмотрены строительство новых объектов железнодорожной инфраструктуры: железнодорожной линии Выходной - Лавна, железнодорожных станций Лавна и Промежуточная, железнодорожного моста через Кольский залив, а также развитие существующих объектов (железнодорожные станции Выходной и Мурмаши-2) общей пропускной способностью 28 млн тонн, дноуглубление акватории и водных подходов к терминалам.

Частные инвестиции проекта будут направлены на строительство терминалов по перевалке угля и нефтепродуктов на западном берегу Кольского залива. На восточном берегу предусматривается реконструкция существующего угольного терминала. 

Марина Ковтун отметила, что стихийные выступления жителей Молочного против строительства ж/д ветки Лавна-Выходной были спровоцированы и носили политический подтекст. Проект на условиях государственно-частного партнерства будет завершен в 2018 году, его стоимость – 41 мрд рублей, столько же, сколько сегодня насчитывает доходная часть бюджета Мурманской области. 

Реализация проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», наряду с  обновлением атомного ледокольного флота России, будет способствовать превращению национальной российской высокоширотной магистрали - Северного морского пути - в постоянно действующую евроазиатскую транспортную артерию и закреплению за портом Мурманск статуса ворот в Арктику, говорила она.

«Наши морские преимущества в полной мере используются и для обеспечения потребности России в рыбе и морепродуктах, - не забыла Марина Васильевна и о пресловутых санкциях. -Предприятия рыбохозяйственного комплекса области лидируют в Российской Федерации по отгрузке товаров собственного производства. Рыболовство и в перспективе останется одним из ведущих видов хозяйственной деятельности в нашем регионе».

Стратегическим приоритетом в мировом рыбном хозяйстве сегодня становится аквакультура, и у Мурманской области есть все предпосылки и природные возможности для её развития. В регионе работают два крупных инвестора - компания «Балтийский берег» и группа компаний «Русское море», реализующие проекты, направленные на развитие рыбоводства. Уже в среднесрочной перспективе ожидается значительный рост объемов промышленного рыборазведения:  объем искусственно выращенной рыбы к 2016 году достигнет более  чем 38 тыс. тонн, а в долгосрочном периоде (к 2025 году) он может вырасти почти до 100 тыс. тонн.

В ближайшие годы стимулом активного развития круизного туризма в регионе станет реализация проекта «Арктическая гавань». Он направлен на создание необходимой инфраструктуры для принятия и обслуживания круизных судов и паромов. Уже в текущем году будут завершены работы по реконструкции пирса дальних линий, а в дальнейшем - проведена реконструкция здания Мурманского морского вокзала. В мурманском порту будут созданы необходимые условия для качественного обслуживания пассажиров и туристов.

Что касается железнодорожного вокзала в Мурманске, то он будет реконструироваться с учетом максимального сохранения исторического облика.

Марина Ковтун пояснила ребятам принцип расходования средств дорожного фонда, и, как выяснило после лекции НИА «Мурманск», эта часть лекции понравилась юношам больше всего. Не иначе как папы пообещали им в качестве бонуса за успехи в учебе подарить машинку.

«Не могу не отметить роль региона в обеспечении военной безопасности арктических рубежей России: наша область является крупнейшей военной базой России, где расположен Северный флот - один из ключевых факторов глобального могущества нашей страны», - с гордостью отметила Марина Ковтун.

Она сообщила о планах президента страны создать Объединенное стратегическое арктическое командование, которое распространится на территорию от Мурманска до Певека. За 6 лет в его управление поступит 22 единицы надводной техники.

«Я очень надеюсь, что наша северная земля позволит каждому из вас найти свое место в будущей жизни, что большинство из вас свяжут ее с Мурманской областью, - сказала в завершении лекции глава региона.  - Поскольку сегодня Мурманская область выбирает «арктический вектор» развития, мы должны в первую очередь позаботиться о подготовке кадров с учетом арктической специфики. Наиболее перспективными, востребованными специалистами в ближайшие 5 лет будут профессионалы инженерно-технического профиля. Я понимаю, что для современной молодежи перспективой является просторный, чистый офис, машина за окном и чудесный ландшафт в виде аквариума. Но надо реально смотреть на вещи». 

Фото: Яндекс. 



Важнейшие новости регионов за 19.04.2024

Еще новостей за 19.04.2024