01.08.2017 07:05

Специалисты НАСА обнаружили следы жизни на спутнике Сатурна

Наземный телескоп ALMA и космический зонд «Кассини» в углеводородных морях самого землеподобного спутника Сатурна - Титана обнаружили сложные органические молекулы, которые способны формировать аналоги мембран живых земных клеток. Об открытии сообщается на сайте американского агентства НАСА.

«Стабильные клеточные мембраны крайне важны для живых существ, так как они необходимы для того, чтобы химические вещества внутри клеток могли взаимодействовать друг с другом», - пояснил сотрудник Центра космических полетов НАСА имени Годдарда Майкл Мамма – «Если подобные структуры могут формироваться на Титане из молекул акрилонитрила, то тогда луна Сатурна уже сделала большой шаг на пути к появлению жизни».
Титан считается самым близким в Солнечной системе аналогом Земли – он обладает густой атмосферой, имеет климат, погоду, дожди, своеобразные тектонические процессы, а также реки и моря из органики, и прочие «кирпичики жизни». Поэтому многие ученые склоняются к мысли, что на этом спутнике Сатурна в принципе может существовать, хотя она скорее всего радикально отличаться от земной, сообщает "Информинг".
Команда Майкла Мамма уже несколько лет изучает то, какие именно формы жизни могли бы выжить на Титане. За последние пару лет исследователи НАСА выделили несколько углеводородных молекул, которые способны исполнять те же роли, что и ключевые компоненты живых земных клеток, и теперь пытаются найти их на поверхности или в атмосфере спутника Сатурна.
Одно из таких веществ, акрилонитрил, соединение азота и ацетилена, даже при сверхнизких температурах может объединяться в шарообразные структуры, которые похожи по своим свойствам на мембраны клеток, частично проницаемые для воды и нутриентов, а также не пропускающие более длинные и сложные молекулы.
Еще в 2007 году возможные следы этого вещества были выявлены «Кассини» в атмосфере Титана, этими образцами почти никто из ученых не интересовался и не пытался их проверить, чтобы выяснить, сколько молекул акрилонитрила содержится в углеводородных морях Титана. Главной причиной этого стало устаревшее оборудование зонда – космический аппарат не обладают достаточной чувствительностью для получения требуемых данных.
Специалисты НАСА нашли способ решить эту проблему. Ученые использовали мощности микроволнового телескопа ALMA, который на сегодня считается самой мощной обсерваторией такого рода на Земле. Высокая чувствительность телескопа позволила американским астрономам подтвердить факт присутствия акрилонитрила в атмосфере спутника Сатурна, а также измерить его концентрацию.
Как выяснилось, воздух и углеводородные моря Титана содержат в себе необычно много акрилонитрила - от 10 и до тысячи миллиардов тонн. Таких запасов хватило бы для того, чтобы сформировать бесчисленное огромное количество мембран и клеток, сопоставимых по размерам с их аналогами с Земли. Измерения показали, что в каждом кубическом сантиметре моря Лигейя может жить до 30 миллионов микробов, если они, конечно, там существуют.
Ученые считают, что это открытие указывает на то, что Титан в действительности может быть местом обитания внеземной жизни, поскольку на его поверхности есть фактически все условия для ее возникновения.

Важнейшие новости регионов за 19.04.2024